Аналитическое сообщество должно сформировать предложения по изменениям в области экономических отношений и безопасности, поскольку наивно предполагать, что расширенный БРИКС автоматически приведет к «чему-то хорошему», полагает Кузнецов.
ЕРЕВАН, 2 дек — Spuntik. Расширение БРИКС создает реальную возможность, новую площадку на пути к трансформации мироустройства. Такую точку зрения в ходе видеомоста Москва — Минск — Бишкек — Ереван на тему «Контуры новой системы евразийской безопасности: взгляды и предложения» выразил экономико-географ, доктор экономических наук, директор Института научной информации по общественным наукам РАН Алексей Кузнецов.
Видеомост с подключением площадки в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения был посвящен итогам VIII научно-практической конференции «Форум аналитиков России».
По словам Кузнецова, на Форуме было повышено внимание к повестке расширения БРИКС.
«Мы много рассуждаем о переходе к новому, более справедливому мироустройству, но 2024 год, фактически показал, что у нас на просторах Большой Евразии, за счет расширенного состава БРИКС, который расширялся в основном в рамках азиатских стран, за счет того, что появились страны-партнеры, мы, действительно, можем говорить о новых возможностях, о новой площадке для практических шагов по трансформации мироустройства к иному формату», — подчеркнул директор ИНИОН.
Вместе с тем, он замечает, что в этой связи, наряду с большими возможностями, возникает реальный вызов перед аналитическим сообществом.
А именно — аналитическое сообщество должно оперативно сформировать предложения, связанные с изменениями в области экономических отношений и безопасности, поскольку было бы наивно предполагать, что расширенный БРИКС автоматически приведет к «чему-то новому» и «хорошему», говорит экономико-географ.
В этом плане он отмечает необходимость более эффективного взаимодействия между аналитическим сообществом и властными структурами. И это должна быть не система разовых контактов, а механизм с обратной связью.
В условиях, когда геополитическая напряженность в рамках Большой Евразии никуда не «исчезла», а даже осложнилась, миссию аналитиков он видит в активизации исследований по направлениям, которые зачастую оказываются «на обочине», однако крайне важны в контексте трансформации мироустройства — в области науки, научно-технического сотрудничества, образовательного пространства.
В свою очередь, директор Института экономики РАН Михаил Головнин заметил, что регион Большой Евразии стал основным полем для геополитических и геоэкономических конфликтов. И здесь одновременно развиваются две ключевые тенденции с точки зрения мировой экономики.
С одной стороны — это тенденция к геополитической и геоэкономической фрагментации, а с другой — это сложный «клубок» интеграционных взаимодействий, отметил Головнин. Причем, наряду с классическими интеграционными проектами, такими как ЕС, ЕАЭС, АСЕАН, постоянно растет число участников трансрегиональных проектов мегапартнерства — это и всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и транстихоокеанское партнерство, и индотихоокеанская экономическая структура.
Таким образом, на фоне фрагментации активизируются также интеграционные процессы. В частности, в настоящее время, по наблюдениям Головнина, усиливаются экономические связи внутри Евразии. За последние 10-15 лет существенно выросла доля взаимной торговли в таких объединениях, как ШОС и БРИКС.