Президент США Дональд Трамп хочет получить редкоземельные металлы Украины в обмен на помощь от Америки.
Президент США заявил, что Киев «фактически согласен» принять условия, выдвинутые из-за океана, а именно — компенсировать объем американской военной и финансовой помощи в размере $500 млрд, передав контроль над месторождениями редкоземельных металлов. Однако эксперты настаивают на том, что украинские запасы этих ресурсов не только не соответствуют озвученным масштабам, но и сама их добыча потребует немалых вложений. «Известия» разобрались в деталях.
За минувшую неделю президент США и представители его команды неоднократно говорили об огромных запасах критически важных ресурсов на Украине и необходимости заключения такой сделки. Более того, и Трамп, и спецпосланник по Украине Кит Келлог заявляли, что их страна не будет повторять ошибку, допущенную в Ираке. Тогда, по их словам, Вашингтон не получил ни одного контракта на иракскую нефть. В случае с Украиной будет иначе, сказал Трамп в интервью Fox News. «Все те деньги, которые мы потратили, я сказал, что хочу их вернуть. И я сказал им, что хочу эквивалент на сумму $500 млрд в виде редкоземельных металлов», — цитирует телеканал главу США.
Владимир Зеленский оперативно отреагировал на заявления из Вашингтона и предложил «совместную работу», хотя его американский визави ни разу не говорил о каком-либо сотрудничестве с Украиной по этому вопросу. В интервью Reuters украинский политик даже продемонстрировал карту, на которую были нанесены месторождения различных ресурсов.
Ряд экспертов подвергли сомнению достоверность и актуальность приведенных Вашингтоном и Киевом цифр по стоимости редкоземельных металлов и задались вопросом, откуда у Трампа появились эти данные. По всей видимости, заявления американского президента базируются на отчете, выпущенном Геологической службой США (USGS) в 2023 году. На него же ссылаются и другие источники. Кроме того, эти данные легли в основу американской карты, которую Зеленский показывал репортерам. «Этому реально нет цены. То есть, это большие деньги, очень большие», — сообщил Зеленский журналистам.
В тексте отчета действительно указывается, что Украина располагает месторождениями 22 из 50 критически важных для американской экономики ресурсов, в том числе — редкоземельными металлами.
На протяжении всего прошлого года западные СМИ неоднократно возвращались к этой теме и требовали продолжать поддержку Украины, чтобы важные ресурсы (а их совокупная стоимость оценивалась разными источниками то в $13 трлн, то в $26 трлн) не перешли в руки Москвы. Британские медиа также сообщали, что передача США контроля над месторождениями была одним из пунктов уже забытого «плана победы» Зеленского, озвученного в сентябре 2024-го.
Трамп — далеко не первый, кто увидел выгоду в критических ресурсах региона. Еще в июле 2021 года ЕС и Украина подписали договор о стратегическом партнерстве в области сырья.
В то же время, по данным украинских источников, не менее 40% запасов металлических полезных ископаемых недоступны к разработке. Большая часть из них (например, крупнейшее в Европе Шевченковское литиевое месторождение) находится на территории России. Остальное не может быть добыто по причине боевых действий.
Кроме того, последние исследования украинских недр проводились в 80-е годы прошлого века, и именно на них, по всей видимости, ссылаются авторы упомянутого выше отчета USGS. С тех пор геологоразведка на Украине если и велась, то в основном за счет частного финансирования и в очень скромных масштабах. А в 2017 году она была и вовсе фактически свернута.
В соответствии с доступными данными, около 70% всех запасов бывшей Украинской ССР сосредоточено на Донбассе и в Днепропетровской области. Важнейшее из действующих на территории Украины предприятие — Вольногорский горно-металлургический комбинат (титан-циркониевое месторождение). Ныне это собственность базирующегося в Азербайджане консорциума NEQSOL Holding. Предприятие, на протяжении нескольких лет приносившее минимум 1 млрд гривен прибыли, было продано за 4 млрд гривен (около $97 млн) на аукционе с одним участником.
Отдельным вопросом для получения американского контроля над украинскими недрами станут договоренности с крупным корпоративным бизнесом. По словам главы налогового комитета Верховной рады Даниила Гетманцева, «предлагать партнерам нечего или почти нечего», так как лицензии на разработку месторождений «уже давно украдены» или получены «практически безвозмездно».